Консультация для родителей
«О правах ребёнка дошкольника. Право ребенка на игру.»
Уважаемые родители! Мы хотим затронуть
очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств
маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по
отношению к ребенку.
Дошкольное детство — уникальный период в
жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется
развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребенок
находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и
педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется
эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием,
нет второй возможности для нормального роста и здорового развития,
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы»,
– констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите
прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав
ребенка во всем мире:
К основным международным документам
ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
Декларация прав ребенка (1959);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
Всемирная декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей (1990).
Декларация прав ребенка является первым
международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации,
провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание,
материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности
получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях
свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется
защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный
документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция признает за каждым ребенком
независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных
убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое
право:
- на воспитание;
- на развитие;
- на защиту
Конвенция увязывает права ребенка с
правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за
жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в
принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Конвенция о правах ребенка — правовой
документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения.
Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным
субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на
нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм,
демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и
взглядам.
«Защита прав детей начинается с
соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка»
Ребенком считается человек, не достигший
18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья
1).
Все дети равны в своих правах (статья
2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии,
происхождения, материального положения и других различий.
Интересы ребенка должны быть на первом
месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей,
учитывая права ребенка в первую очередь.
Право на жизнь (статья 6). Никто не
может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано
обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие
ребенка.
Право ребенка на заботу своих родителей
(статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а
также право знать своих родителей и право на их заботу.
Право на сохранение своей
индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми
своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и
стремлениями.
Право свободно выражать свое мнение
(статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении
этих прав должны уважаться права и репутация других людей.
Право на защиту от физического или
психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья
19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия
заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку,
подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых
Право на охрану здоровья (статья 24).
Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской
помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
Право на защиту от жестокого обращения
(статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался
пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Право на образование и обеспечение
школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья
28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно
быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех
детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его
человеческому достоинству
Право на защиту от жестокого обращения
(статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался
пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Нарушением прав ребенка можно считать:
- лишение свободы движения,
- уход родителя из дома на несколько
часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РБ предполагает,
что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей
по воспитанию несовершеннолетнего),
- применение физического насилия к
ребенку,
- унижение достоинств ребенка — грубые
замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность,
неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки,
замкнутость, трусость, садизм),
- угрозы в адрес ребенка,
- ложь и невыполнение взрослыми своих
обещаний,
- отсутствие элементарной заботы о
ребенке, пренебрежение его нуждами,
- отсутствие нормального питания,
одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Мы хотим подробнее остановиться на таком
праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.
«Игра — ведущая деятельность
дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности
ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо
игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером.
Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью,
однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому,
чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация
прав ребенка.
Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил,
что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере
человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием
детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу.
Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и
ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы
повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время.
Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу
особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается, неуправляем.
Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы
должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел
бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить
детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и
цветы, ломать деревья и кустарники.
Не следует покупать, приносить в детский
сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику
ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут
играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в
человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших
добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...
Призываем Вас изъять те игрушки, которые
способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям
возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские
мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские
книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».
Знание и понимание права ребенка на игру
всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное
развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.
Использованы материалы сайта:
https://infourok.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий