вторник, 15 декабря 2015 г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с Петриковской росписью».

        Добрый день. Хочу поделиться с вами моим опытом работы со старшими дошкольниками по ознакомлению кубанской народной культурой и промыслами  на примере занятия  на тему:"Знакомство с Петриковской росписью".
Конспект занятия для старших дошкольников «Знакомство с Петриковской росписью»
Цели и задачи:
Развивать связную речь детей.
Активизировать словарь детей за счёт слов: петриковская роспись, зёрнышко.
Расширять и углублять представления об особенностях кубанской культуры.
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным творчеством Кубани: с Петриковской росписью.
Продолжать знакомить детей с кубанскими традициями, предметами быта.
Развивать творческое воображение в процессе ТРИЗ технологии.
Развивать умение составлять узор, используя элемент Петриковской росписи – «зернышко».
Вызвать интерес к дальнейшему изучению основ Петриковской росписи, традиций, обычаев, быта кубанских казаков.
Предварительная работа: изучение формы листьев разных растений и их плодов, рассматривание окраски осенних листьев для дальнейшего изображения в петриковской росписи. 




Ход непосредственной непрерывной образовательной игровой деятельности:
В группе организуется выставка предметов украшенных предметов кубанской росписью.
Воспитатель:  Посмотрите, сколько разных предметов украшенных яркими красками, нарядными узорами .
      Ребята, а вы знаете откуда пришли первые казаки?  
Ответы.
Воспитатель: Как называлось жилье на Кубани? (мазанка)
                              Из чего строили хату, избу? ( бревен, глины, соломы)
                             Какая  посуда была у казаков? ( деревянная, глиняная, чугунная).
Игра по ТРИЗ технологии  - «Теремок». ( Дети играют по карточкам с изображением предметов кубанского быта).
Воспитатель: Дети, я подготовила для игры предложения о быте казаков, но почему – то слова в них перепутались… Поможете мне их исправить?
Ответы детей.
Проводится игра «Составь предложение».
Воспитатель: На Кубани была древняя традиция- украшать свое жилье, одежду, посуду.          
          Кубанцы издавна славились как искусные мастера настенной росписи.
Хозяйки соревновались в росписи своих домов. О самых удачливых говорили
«Красиво как в церкви». А та хозяйка которая ленилась украсить свое жилье , с ней никто не здоровался.
            Сегодня  мы продолжим знакомство с   Петриковской росписью .
Воспитатель читает детям рассказ:
Расписная хата.
Бабушка с Таней шли по улице.
- Бабушка, - вскрикнула вдруг Таня, - погляди, погляди скорее. Хата, какая красивая! Вся в цветочках и ягодках.
- Это Никитичны угодья, - улыбнулась бабушка. – Хатка-то что? А вот в хате у нее печка есть – загляденье просто.
- А давай в окошко заглянем, – предлагает Таня. – Печку посмотрим.
- Нет! – не одобряет бабушка. – Не гоже по чужим окнам заглядывать.
Тут, Тане на радость, Никитична сама на порог вышла:
- Чего стоите? – кричит. – Заходите на вишневый пирог.
Таня кушает вишневый пирог, киселем запивает, а сама все от печки глаз оторвать не может.
- Кто это все рисовал? – спрашивает.
Никитична смеется:
- Бабаня моя, а опосля мамка, ну а теперь я каждый год белю да узор обновляю.
- Красота-а-а! – протягивает Таня. – Красотища! Я такого еще нигде не видала!
Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь видели расписную хату?
А  давайте представим это чудо?

Физкультминутка.

На краю станицы хата,
Разукрашена богато.
Здесь цветы, а здесь рябина,
Чудо-птица всем на диво.
Мы на хату поглядим,
На порожках посидим.
Пощелкаем семечки,
А кожурки - веничком.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Слайд 1. (Хата, расписанная Петриковской росписью)
Воспитатель: Вот полюбуйтесь-ка, ребята! Сейчас такие хаты – большая редкость. А в былые времена многие казачки свои хаты росписью украшали. Идея украшать беленые стены хат пришла к нам на Кубань с Украины, из села Петриковка. Поэтому роспись эта носит название Петриковская. Старались казачки: ну-ка, чья хата краше получится?
Случалось, что казачка ленилась расписывать свою хату. Тогда соседи стыдили ее и даже переставали с ней здороваться.
Слайд 2. (Расписная печка) А вот и печка-матушка. Посмотрите-ка на нее! Яркими цветами расписана. А как вы думаете, ребята, какими красками казачки расписывали свои хаты и печки?
Ответы детей.
Воспитатель: Для росписи стен использовали краски, сделанные на основе яичного желтка, молока и соков из овощей, фруктов и трав.
Кисточки делали из перьев или кошачьей шерсти.
Слайды 3-4. (предметы быта, расписанные Петриковской росписью)
Росписью украшали и предметы быта. Например: сундуки, чашки, бочонки, разделочные доски, глэчики.
Слайд 5. (орнаменты Петриковской росписи) Ребята, посмотрите внимательно на орнаменты Петриковской росписи. Какие цвета чаще всего используются?
Ответы детей.
Воспитатель: Научиться Петриковской росписи может каждый. Кубанские казачки не были выдающимися художниками, но, тем не менее, каждая умело украшала свое жилище. Орнамент росписи растительный, преимущественно цветочный. Вначале в нем были только зеленые и красные цвета. Шли годы и художники добавили в роспись и другие цвета. Их рисовали кистями сделанными из кошачьей шерсти, спичками, и просто пальцами.  Отдельные элементы орнамента, например изображение калины, роз, георгин, ягод выполняют кончиком пальца, предварительно обмакнув его в краску.
Слайд 6. (элемент Петриковской росписи – «зернышко»)
Воспитатель: Вот перед вами самый простой элемент Петриковской росписи – «зернышко». Освоив его, вы сможете нарисовать красивые цветы, листочки, веточки. Хотите попробовать?
Воспитатель предлагает детям занять рабочие места.
Воспитатель: Сегодня мы с вами попробуем расписать глэчики, которые вылепили из соленого теста на прошлом занятии. Для начала необходимо обмакнуть кисть в краску. Кончик кисточки опустить на горшочек.. Немножко вытянув тоненькую линию, прижимаем «пятку» кисточки к стенке глэчика..
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Замечательные «зернышки» у вас получились. А теперь давайте с их помощью попробуем нарисовать цветы ромашки.
Заканчивается занятием оформлением выставки детских работ.
 Воспитатель хвалит детей:
Ребята, какие вы молодцы. Мы с вами сегодня повторили названия предметов кубанского быта. Поиграли. Расписали наши глэчики.  Как назвается роспись, о которой мы сегодня говорили?
Ответы детей.
 В следующий раз мы с вами попробуем освоить другие элементы Петриковской росписи.
Конец


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...