Добрый день. Хочу поделиться с вами моим опытом работы со старшими дошкольниками по ознакомлению кубанской народной культурой и промыслами на примере занятия на тему:"Знакомство с Петриковской росписью".
Конспект занятия для старших дошкольников «Знакомство
с Петриковской росписью»
Цели и задачи:
Развивать связную речь
детей.
Активизировать словарь
детей за счёт слов: петриковская роспись, зёрнышко.
Расширять и углублять
представления об особенностях кубанской культуры.
Продолжать знакомить
детей с декоративно-прикладным творчеством Кубани: с Петриковской росписью.
Продолжать знакомить
детей с кубанскими традициями, предметами быта.
Развивать творческое
воображение в процессе ТРИЗ технологии.
Развивать умение
составлять узор, используя элемент Петриковской росписи – «зернышко».
Вызвать интерес к
дальнейшему изучению основ Петриковской росписи, традиций, обычаев, быта
кубанских казаков.
Предварительная работа: изучение формы листьев разных растений и их плодов, рассматривание окраски осенних листьев для дальнейшего изображения в петриковской росписи.
Ход непосредственной
непрерывной образовательной игровой деятельности:
В группе организуется
выставка предметов украшенных предметов кубанской росписью.
Воспитатель: Посмотрите,
сколько разных предметов украшенных яркими красками, нарядными узорами .
Ребята, а вы знаете откуда пришли первые казаки?
Ответы.
Воспитатель: Как называлось жилье на
Кубани? (мазанка)
Из чего строили хату, избу? ( бревен, глины, соломы)
Какая посуда была у казаков? ( деревянная, глиняная, чугунная).
Игра по ТРИЗ технологии - «Теремок».
( Дети играют по карточкам с изображением предметов кубанского быта).
Воспитатель: Дети, я подготовила для
игры предложения о быте казаков, но почему – то слова в них перепутались…
Поможете мне их исправить?
Ответы детей.
Проводится игра «Составь предложение».
Воспитатель: На Кубани была древняя
традиция- украшать свое жилье, одежду, посуду.
Кубанцы издавна славились как искусные мастера настенной росписи.
Хозяйки соревновались в
росписи своих домов. О самых удачливых говорили
«Красиво как в церкви». А
та хозяйка которая ленилась украсить свое жилье , с ней никто не здоровался.
Сегодня мы продолжим знакомство с Петриковской росписью .
Воспитатель читает
детям рассказ:
Расписная хата.
Бабушка с Таней шли по
улице.
- Бабушка, -
вскрикнула вдруг Таня, - погляди, погляди скорее. Хата, какая красивая! Вся в
цветочках и ягодках.
- Это Никитичны
угодья, - улыбнулась бабушка. – Хатка-то что? А вот в хате у нее печка есть –
загляденье просто.
- А давай в окошко
заглянем, – предлагает Таня. – Печку посмотрим.
- Нет! – не одобряет
бабушка. – Не гоже по чужим окнам заглядывать.
Тут, Тане на радость,
Никитична сама на порог вышла:
- Чего стоите? –
кричит. – Заходите на вишневый пирог.
Таня кушает вишневый
пирог, киселем запивает, а сама все от печки глаз оторвать не может.
- Кто это все рисовал?
– спрашивает.
Никитична смеется:
- Бабаня моя, а опосля
мамка, ну а теперь я каждый год белю да узор обновляю.
- Красота-а-а! –
протягивает Таня. – Красотища! Я такого еще нигде не видала!
Воспитатель: Ребята, а
вы когда-нибудь видели расписную хату?
А давайте представим это чудо?
Физкультминутка.
На краю станицы хата,
Разукрашена богато.
Здесь цветы, а здесь рябина,
Чудо-птица всем на диво.
Мы на хату поглядим,
На порожках посидим.
Пощелкаем семечки,
А кожурки - веничком.
Воспитатель обращает
внимание детей на экран.
Слайд 1. (Хата, расписанная Петриковской росписью)
Воспитатель: Вот
полюбуйтесь-ка, ребята! Сейчас такие хаты – большая редкость. А в былые времена
многие казачки свои хаты росписью украшали. Идея украшать беленые стены хат
пришла к нам на Кубань с Украины, из села Петриковка. Поэтому роспись эта носит
название Петриковская. Старались казачки: ну-ка, чья хата краше получится?
Случалось, что казачка
ленилась расписывать свою хату. Тогда соседи стыдили ее и даже переставали с
ней здороваться.
Слайд 2. (Расписная печка) А вот и печка-матушка. Посмотрите-ка на нее! Яркими
цветами расписана. А как вы думаете, ребята, какими красками казачки
расписывали свои хаты и печки?
Ответы детей.
Воспитатель: Для
росписи стен использовали краски, сделанные на основе яичного желтка, молока и
соков из овощей, фруктов и трав.
Кисточки делали из
перьев или кошачьей шерсти.
Слайды 3-4. (предметы быта, расписанные Петриковской росписью)
Росписью украшали и
предметы быта. Например: сундуки, чашки, бочонки, разделочные доски, глэчики.
Слайд 5. (орнаменты Петриковской росписи) Ребята, посмотрите внимательно на
орнаменты Петриковской росписи. Какие цвета чаще всего используются?
Ответы детей.
Воспитатель: Научиться Петриковской
росписи может каждый. Кубанские казачки не были выдающимися художниками, но,
тем не менее, каждая умело украшала свое жилище. Орнамент росписи растительный,
преимущественно цветочный. Вначале в нем были только зеленые и красные цвета.
Шли годы и художники добавили в роспись и другие цвета. Их рисовали кистями
сделанными из кошачьей шерсти, спичками, и просто пальцами. Отдельные
элементы орнамента, например изображение калины, роз, георгин, ягод выполняют
кончиком пальца, предварительно обмакнув его в краску.
Слайд 6. (элемент Петриковской росписи – «зернышко»)
Воспитатель: Вот перед
вами самый простой элемент Петриковской росписи – «зернышко». Освоив его, вы
сможете нарисовать красивые цветы, листочки, веточки. Хотите попробовать?
Воспитатель предлагает
детям занять рабочие места.
Воспитатель: Сегодня
мы с вами попробуем расписать глэчики, которые вылепили из соленого теста на
прошлом занятии. Для начала необходимо обмакнуть кисть в краску. Кончик
кисточки опустить на горшочек.. Немножко вытянув тоненькую линию, прижимаем
«пятку» кисточки к стенке глэчика..
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Замечательные
«зернышки» у вас получились. А теперь давайте с их помощью попробуем нарисовать
цветы ромашки.
Заканчивается занятием
оформлением выставки детских работ.
Воспитатель
хвалит детей:
Ребята, какие вы
молодцы. Мы с вами сегодня повторили названия предметов кубанского быта.
Поиграли. Расписали наши глэчики. Как
назвается роспись, о которой мы сегодня говорили?
Ответы детей.
В следующий раз мы с вами попробуем освоить
другие элементы Петриковской росписи.
Конец
Комментариев нет:
Отправить комментарий