четверг, 30 июня 2016 г.


Трудовое воспитание ребенка, или - право ребёнка на заботу о других .

   




 В наши дни чаще всего можно встретить семью, в которой двое взрослых воспитывают одного-двух детей. В этих условиях нет необходимости в детском труде. В это же время родители понимают : когда-то и детям придётся трудится , и уже сейчас в 4-6 лет необходимо что-то делать для трудового воспитания. И это что-то порою проявляется в разговоре с ребёнком  о том, что трудиться нужно, что труд полезен и почётен.



  «Видишь, мама иного работает,- говорит ребёнку отец. Пришла домой с работы, квартиру убрала, ужин приготовила, посуду моет, а тебе не хочется даже чашку на кухню отнести». «Не хочется», соглашается сын и продолжает игру. В этой семье единственный метод трудового воспитания – разговор о важности труда. Разговор делами не подкрепляется и пользы не принесёт.
    В других семьях приобщают к труду по – иному. Дети принимают участие во всех домашних делах: вытирают пыль, пытаются мыть пол. Но движения у них неловкие, девочке трудно держать большую тряпку, она не может отжать выстиранное полотенце. Взрослые не довольны. Труд в данном случае приносит ребёнку одни огорчения, он понимает свою неумелость, беспомощность. А происходит это потому, что ребёнка привлекают к труду, непосильного его возраста.
   Некоторые родители считают, что торопиться с трудовым воспитанием не надо. «Не омрачим ли мы счастливое детство наших ребятишек, если внесём в их жизнь уже в дошкольном возрасте какие-то обязанности, заботы? Пусть бы ещё годик – другой побегал, порезвился на свободе»,- так считают они. Насколько основательны рассуждения таких родителей?
   Дети обычно очень активны, это живой деятельный народ. И доступный возраст труд отвечает потребности ребёнка быть в действии, что- то делать.
   В процессе своего труда ребёнок узнаёт много нового о вещах, об их количестве, назначении. Он знакомиться, например, со стеклянной и металлической посудой, узнаёт, из чего сделана лопата и как с ней обращаться и так далее.
   Таким образом в трудовой деятельности ребёнок получает ответ на свои многочисленные «почему», «для чего», «как», удовлетворяет свою потребность в познание окружающего.
   В несложной как- будто работе детям приходится преодолевать известные трудности, надо суметь выполнять дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.
  В детях следует воспитывать чувство уважения к труду взрослых. Знакомство с трудом взрослых помогает детям получить представление об общественном характере труда, вызывает желание принять участие в труде.
   В детском саду на занятиях мы проводим беседы о труде взрослых, родителей. И вот тут-то и видно, что не все дети знакомы с трудом своих мам и пап. Некоторые могут указать лишь учреждение, в котором родители трудятся, а вот в чём состоит их работа,  этого сказать не могут.
   Родителям нужно знакомить детей с характером своей работы, обращать внимание на, то, что все люди вокруг трудятся, наблюдать, как работает строитель, продавец, почтальон.
   Но самое важное – это то, что самостоятельная работа ребёнка, требующая определённых физических, умственных и волевых усилий, даёт ему в конце концов представление о труде, создаёт правильное отношение к труду. Одно лишь наблюдение за работой других, рассказы о работе не воспитывают должного уважения к труду, к людям труда, не создают привычки и желание позаботиться о родных и близких.
   Приобщение к труду начинается с просьбы – поручения. Выполняя их, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, появляется опыт послушания. Но ребёнок мал, и всё делает первый раз. Поэтому, поручая, что-то детям, родители должны показать, как нужно действовать. Только после неоднократного, уже самостоятельного, выполнения той же работы у ребёнка появляется умение. Уметь- это значит выполнить работу не только самостоятельно и точно, но и самому контролировать свои действия, применять усвоенные приёмы. Сразу всему научится трудно, поэтому родители должны терпеливо, систематически не только объяснить и показать, но и упражнять в действиях.
   Поручения в семье должны сменяться обязанностями, т.е. делами, которые требуется выполнять постоянно без напоминания взрослых. Обязанности ребёнка могут быть в том , что он регулярно занимается самообслуживанием, следит за порядком а игровом уголке, ухаживает за растениями. Пусть обязанностей будет немного, но ребёнок должен выполнять их систематически.
     Это, пожалуй, наиболее сложная часть трудового воспитания. Сегодня родители потребовали, чтобы ребёнок убрал игрушки, а на следующий день не вспомнили об этом. Такая нерегулярность требований – основная причина неудачных попыток родителей приобщать детей к труду.  
    Бывает, что дети долгое время выполняя одно и то же поручение, отказываются трудиться. Время от времени нужно заменять одни обязанности другими, вносить что-то новое в труд, который стал привычен. Если ребёнок хорошо справляется с обязанностями, родителям нужно подбодрить, поощрить ребёнка.
   В детском саду в старшей группе труд выделен в самостоятельную деятельность, определены задачи, содержание и формы его организации. В программу включены три вида труда: труд хозяйственный, труд в природе и ручной труд. Исходя из этого и строится весь воспитательный процесс. В детском саду к детям предъявляются следующие требования:
  1. Ребёнок должен самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, складывать правильно одежду.
  2. Самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой , после загрязнения и туалета.
  3. Самостоятельно есть, пользуясь вилкой.
  4. Содержать в порядке игрушки, личные вещи, убирать их в определённое место.
  5. Заботиться о своих товарищах, помочь им в случае надобности.
   Участие детей в дежурстве является одной из наиболее распространённых форм их трудового воспитания в детском саду.
   Вначале пока ещё нет нужных навыков и умений, дети не доводят начатое дело до конца, отвлекаются, но постепенно они приобретают умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного. Дети учатся правильно накрывать на стол, убирать посуду со стола.
   При подготовке к занятию дежурные раздают необходимые пособия и материалы, аккуратно убирают их после занятий. Детям прививаются умения поддерживать порядок на своём столе во время занятий. Детям прививаются умение ухаживать за комнатными растениями, моют игрушки, стирают кукольное бельё. Трудовую деятельность проводим весной на участке. Коллективная работа увлекает всех детей. Мы не упускаем случая похвалить детей, но похвала должна быть всегда заслуженной.
Завышенная оценка вырабатывает у детей формальное отношение к труду.
   Постепенно дети усваивают некоторые правила:
  1. У взрослых и детей есть дела, выполнение которых обязательно.
  2. Начатое дело не откладывать на потом.
  3. Закончил трудиться – убери за собой.
   Если детям без напоминаний выполняют эти правила, можно говорить о хорошем уровне трудового воспитания.

 Вы можете спросить: "А как же обстоит дело с трудовым воспитанием в семье,  посильной заботе детей о близких?" Именно тогда, когда ребенок добровольно, самостоятельно и бескорыстно ДЕЛАЕТ ЧТО-ТО ДЛЯ БЛИЗКИХ ВЗРОСЛЫХ, он чувствует себя наиболее счастливым. Ребенок мал и слаб и поэтому он страстно стремится к тому, чтобы почувствовать себя СИЛЬНЫМ и НУЖНЫМ. 
    Самая главная потребность ребенка –
что-то сделать самостоятельно, чего-то достичь, кому-то помочь, о ком-то позаботиться, кого-то научить.
  Естественные – или кажущиеся нам, взрослым, естественными – отношения с детьми заключаются в односторонней заботе, помощи, обучении. Мы, взрослые, заботимся, помогаем, учим. А как же? Малыши-то совсем еще беспомощные, ничего не умеют! Вот подрастут, тогда…!
    Но, к сожалению,  самую сильную страсть человека, когда он еще мал, ее нетрудно угасить. 
   Если усилия ребенка никому не нужны, малыш быстро перестраивается, приучается получать удовлетворение другим способом – потребляя и развлекаясь.

  Правда, когда подрастают, выясняется, что они уже не хотят ничего делать для других людей.
   Так правы ли мы? Действительно ли такие отношения детей и взрослых, когда только взрослые о детях заботятся, вполне естественны? 
  Нередко приходится видеть детей, совершенно не замечающих других людей, абсолютно эгоистичных. Однако это не некое изначальное состояние любого малыша – а уже результат воспитания. Или, если хотите, это результат отсутствия воспитания.

  Как раз родители таких вот эгоистичных деток уверены, что их роль – вполне понятная и простая: кормить, одевать, оберегать, любить, заботиться, ласкать. А ребенку отводится роль Потребителя всех этих благ. Правда, делается это, как правило, неосознанно: просто таким родителям не свойственно задумываться над тем, правильно ли они ведут себя по отношению к своему ребенку ли нет. Хотя среди таких родителей немало интеллигентных людей, с высшим образованием, которое почему – то никак не влияет на их способность вести себя разумно со своим малышом. 
  Видимо, дело в том, что заботиться о детях непосредственно приятно. Опекая ребенка, проявляя свою любовь к нему, лаская его, мы чувствуем себя Сильными и Нужными – и это непосредственно приятно, независимо от результата.
  Мы видим, что ребенку тоже доставляет определенное удовольствие – и это чаще всего так и есть. Однако нам не приходит в голову, что это далеко не все, что нужно ребенку, и даже, как это ни странно, не главное. 
  Но постоянное самоутверждение за счет своего ребенка в роли Сильного и Взрослого как раз свидетельствует об инфантильности: то есть о том, что взрослый на самом деле не вполне взрослый. С удовольствием играть роль Взрослого свойственно как раз ребенку. Действительно же взрослого человека эта роль так не опьяняет, для него самоутверждение уже не очень актуально – он уже давно самоутвердился, убедился в своей полноценности. Такой человек больше ориентирован не на свои субъективные ощущения, а на объективный результат, - на то, полезно ли это или нет для самого ребенка.
  Важно, чтобы усилия ребенка, его забота БЫЛИ НУЖНЫ близким взрослым.
 Дать счастье нашим детям совсем не трудно. Нужно только понять, что это возможно, что они в этом нуждаются. И с благодарностью принимать любую, самую неловкую, помощь, любое проявление любви и заботы.
   Многие полагают, что основы личности закладываются до 5 лет. Именно в раннем детстве решается, каким будет человек – всю свою жизнь. Станет ли он эгоистом и потребителем – или будет стремится не брать, а отдавать, заботиться?
  Вот эти вроде бы мелочи: стакан воды, который девочка принесла отцу; носочки, поданные крошечным сыном маме – они все решают. Если мама этому рада,  благодарна своему малышу, если она с удовольствием принимает его заботу, поощряет его – ребенок вырастет хорошим человеком. 
   Возможность и даже необходимость заботиться о близких взрослых, если эта забота принимается с благодарностью, - поистине «живая вода» для любого ребенка. Именно такие отношения с детьми в сильнейшей степени способствуют их успешному человеческому, личностному развитию, «запускают» механизмы такого развития.
   Так вот – оказывается, что для детей не совсем полезно быть только  объектами нашей, взрослой, заботы. Оказывается, то что нам часто представляется естественным- совершенно неестественно! А естественно для ребенка- самому в меру сил и возможностей -  заботиться о своих родителях.    
 Воспитатель Дериглазова Наталья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...