четверг, 10 марта 2022 г.

 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОРЗИНКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО                                 ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ).

                                            

Предлагаем вашему вниманию методическое пособие «Математическая корзинка» по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое развитие), предназначенное для детей старшего дошкольного возраста. Разработка плотно интегрируется с образовательными областями «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Целью данного методического пособия является закрепление знаний детей по формированию элементарных математических представлений средствами интеграции различных образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.



Так как основной деятельностью детей дошкольного возраста является по заключениям таких известных психологов, как Выготский Л. С., Эльконин Д., Запорожец А. Н. и другие, игровая, то знакомство с математикой в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

 Образовательные задачи:

- Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах десяти, о натуральном ряде чисел. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания. Соотнесение числа и цифры. Совершенствование навыков сложения и вычитания. Дальнейшее совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа.  Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем порядке в пределах десяти. Совершенствование навыка дифференцирования предметов по видам: фрукты, овощи, грибы, ягоды, дары леса. Дальнейшее совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).                           

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного и слухового восприятия и внимания, зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторных координаций, речевого слуха, тонкой моторики.

Воспитательные задачи:

- Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, произвольности, навыков сотрудничества.

Пособие «Математическая корзинка» представляет собой деревянную выпиленную корзинку (размер 35*50), оснащённую  движущейся полоской (с цифрами и втулкой со знаками «плюс» и « минус», «равно»), двумя игральными кубиками, природным материалом для счета трёх видов: природного (орехи – грецкий и фундук), изготовленными из специального  пластилина ( овощи, ягоды, грибы), пластмассовыми (фрукты) -для образца воспитателя.

Для подгруппы детей изготовлены заламинированные листы размера А – 4 с цветным изображением корзинки, оснащённые движущейся полоской с цифрами, специальной дверцей со знаками «плюс», «минус» и «равно». Два игральных кубика, природный материал для счёта трёх видов: природный (орехи – грецкий и фундук, грибы), изготовленный из специального легкого пластилина (овощи, ягоды), пластмассовый (фрукты). Фишки с изображением овощей, ягод, грибов, орехов, шиповника. Пластиковые коробочки с условным изображением наполнения для корзинки.

 

 

Ход игры

1 вариант:  (для старшей возрастной группы) детям предлагается бросить два кубика, вложить их в специальные отверстия и сложить выпавшие числа доступным для ребенка способом; затем найти на ленте соответствующее число и выложить в середине корзинки нужное количество предметов, которые находятся в коробочке с соответствующим обозначением, совпавшим с изображением на фишке, полученной им в начале игры ( например, изображение  яблока на фишке и на коробочке с десятью игрушечными плодами и т.д).

2 вариант (с усложнением, для подготовительной группы): детям предлагается бросить 2 кубика, положить их в специальные отверстия и вычесть из выпавшего большего числа - меньшее, доступным для ребенка способом; затем найти на ленте соответствующее число и выложить в середине корзинки нужное количество предметов. В данном варианте учитываются  предпочтения детей в выборе счётного материала по гендерному

признаку.

3 вариант (средний уровень заданий) детям предлагается бросить два кубика, вложить их в специальные отверстия и сложить выпавшие числа доступным для ребенка способом;

 Результативность дидактической игры подтверждается развитием у детей внимания, логического мышления, развитием речевых навыков и мелкой моторики, умения играть дружно вместе.

Несомненным достоинством данного пособия является то, что его применение в игровой образовательной деятельности повышает результативность воспитательно-образовательного процесса. У дошкольников формируются развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного и слухового восприятия и внимания, зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторных координаций, речевого слуха, тонкой моторики.

Использовать пособие можно в разных видах деятельности, в обучающих, развивающих, закрепляющих моментах. Пособие эффективно при работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Для поддержания интереса детей счетный материал к пособию периодически меняется.

Результат применения данного пособия педагога

- В результате применения данного пособия в работе с детьми, я добилась  понимания и совершенствования детьми навыков количественного и порядкового счёта в пределах десяти, формирования представлений о натуральном ряде чисел.

- В процессе игры с пособием «Математическая корзинка» дети научились устанавливать зависимость между множеством и его частью, подготовке к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания,  соотнесению числа и цифры.

- В процессе работы с пособием произошло совершенствование навыков сложения и вычитания у детей, а также дальнейшее совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа.

- Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем порядке в пределах десяти.

- Совершенствование навыка дифференцирования предметов по видам: фрукты, овощи, грибы, ягоды, дары леса. Дальнейшее совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).

Пополнилась развивающая среда группы.

К изготовлению данного пособия был привлечен родитель воспитанницы группы. С родителями на платформе Zoom был проведен мастер – класс «Играем с математической корзинкой», на котором они ознакомились с некоторыми задачами ФЭМП: совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах десяти. Установление зависимости между множеством и его частью. Соотнесение числа и цифры в роде, числе, падеже. Совершенствование навыков сложения и вычитания. Дальнейшее совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа.  Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем порядке в пределах десяти. Знакомство с математическими
 терминами.                 

Автор разработки:

Дериглазова Наталья    Владимировна.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...