МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОРЗИНКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ).
Предлагаем вашему вниманию методическое пособие
«Математическая корзинка» по образовательной области «Познавательное развитие»
(математическое развитие), предназначенное для детей старшего дошкольного
возраста. Разработка плотно интегрируется с образовательными областями «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Социально-коммуникативное
развитие».
Целью данного методического пособия является закрепление знаний детей по формированию элементарных математических представлений средствами интеграции различных образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Так как основной деятельностью детей дошкольного
возраста является по заключениям таких известных психологов, как Выготский Л.
С., Эльконин Д., Запорожец А. Н. и другие, игровая, то знакомство с математикой
в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. Великий педагог В. А. Сухомлинский
сказал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Образовательные задачи:
- Совершенствование навыков
количественного и порядкового счёта в пределах десяти, о натуральном ряде
чисел. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к
пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания. Соотнесение
числа и цифры. Совершенствование навыков сложения и вычитания. Дальнейшее
совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа. Совершенствование навыка раскладывания
предметов в возрастающем порядке в пределах десяти. Совершенствование
навыка дифференцирования предметов по видам: фрукты, овощи, грибы, ягоды, дары
леса. Дальнейшее совершенствование грамматического строя речи (согласование
числительных с существительными в роде, числе, падеже).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие мыслительной и речевой деятельности,
зрительного и слухового восприятия и внимания, зрительно – пространственного
восприятия и зрительно – моторных координаций, речевого слуха, тонкой моторики.
Воспитательные задачи:
- Воспитание самостоятельности, активности,
инициативности, произвольности, навыков сотрудничества.
Пособие «Математическая
корзинка» представляет собой деревянную выпиленную корзинку (размер 35*50),
оснащённую движущейся полоской (с
цифрами и втулкой со знаками «плюс» и « минус», «равно»), двумя игральными кубиками, природным материалом для счета трёх видов: природного (орехи – грецкий и фундук), изготовленными из
специального пластилина ( овощи, ягоды,
грибы), пластмассовыми (фрукты) -для образца воспитателя.
Для
подгруппы детей изготовлены заламинированные листы размера А – 4 с цветным
изображением корзинки, оснащённые движущейся полоской с цифрами, специальной
дверцей со знаками «плюс», «минус» и «равно». Два игральных кубика, природный материал для счёта трёх видов: природный (орехи – грецкий и фундук, грибы), изготовленный
из специального легкого пластилина (овощи, ягоды), пластмассовый (фрукты).
Фишки с изображением овощей, ягод, грибов, орехов, шиповника. Пластиковые
коробочки с условным изображением наполнения для корзинки.
Ход игры
1 вариант:
(для старшей возрастной группы) детям предлагается бросить два кубика,
вложить их в специальные отверстия и сложить выпавшие числа доступным для
ребенка способом; затем найти на ленте соответствующее число и выложить в
середине корзинки нужное количество предметов, которые находятся в коробочке с
соответствующим обозначением, совпавшим с изображением на фишке, полученной им
в начале игры ( например, изображение
яблока на фишке и на коробочке с десятью игрушечными плодами и т.д).
2 вариант (с
усложнением, для подготовительной группы): детям предлагается
бросить 2 кубика, положить их в специальные отверстия и вычесть из выпавшего
большего числа - меньшее, доступным для ребенка способом; затем найти на ленте
соответствующее число и выложить в середине корзинки нужное количество предметов.
В данном варианте учитываются
предпочтения детей в выборе счётного материала по гендерному
признаку.
3 вариант (средний
уровень заданий) детям предлагается бросить два кубика, вложить их в
специальные отверстия и сложить выпавшие числа доступным для ребенка способом;
Результативность дидактической игры
подтверждается развитием у детей внимания, логического мышления, развитием
речевых навыков и мелкой моторики, умения играть дружно вместе.
Несомненным достоинством данного пособия является то,
что его применение в игровой образовательной деятельности повышает
результативность воспитательно-образовательного процесса. У дошкольников
формируются развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного и
слухового восприятия и внимания, зрительно – пространственного восприятия и
зрительно – моторных координаций, речевого слуха, тонкой моторики.
Использовать пособие можно в разных видах
деятельности, в обучающих, развивающих, закрепляющих моментах. Пособие
эффективно при работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Для поддержания
интереса детей счетный материал к пособию периодически меняется.
Результат применения
данного пособия педагога
- В результате применения
данного пособия в работе с детьми, я добилась
понимания и совершенствования детьми навыков количественного и
порядкового счёта в пределах десяти, формирования представлений о натуральном
ряде чисел.
- В процессе игры с пособием
«Математическая корзинка» дети научились устанавливать зависимость между
множеством и его частью, подготовке к пониманию сущности арифметических
действий сложения и вычитания, соотнесению
числа и цифры.
- В процессе работы с
пособием произошло совершенствование навыков сложения и вычитания у детей, а
также дальнейшее совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного
числа.
- Совершенствование навыка
раскладывания предметов в возрастающем порядке в пределах десяти.
- Совершенствование навыка
дифференцирования предметов по видам: фрукты, овощи, грибы, ягоды, дары леса.
Дальнейшее совершенствование грамматического строя речи (согласование
числительных с существительными в роде, числе, падеже).
Пополнилась развивающая
среда группы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий