пятница, 3 января 2020 г.


Посещение выставки культуры на тему: «НАРОДНЫЕ МАСТЕРА И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН» в музее имени Д.Е.Фелицина.


24 декабря мы с коллегами посетили выставку «НАРОДНЫЕ МАСТЕРА И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН» в музее имени Д.Е.Фелицина. Предварительно мы прослушали интересную лекцию доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой народного декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного института культуры -Вакуленко Екатерины Гавриловны на тему: «НАРОДНЫЕ МАСТЕРА И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Позволю себе привести некоторые, самые, на мой взгляд, актуальные части лекции:
"Как считает ряд исследователей, традиционная отечественная культура на протяжении второй половины XIX – начала XX в., в период советской власти и в настоящее время не обрела основательного теоретического осмысления. В современном ее изучении наблюдаются несколько подходов. В основе некоторых из них лежит сохранение методологического фундамента, сформировавшегося на этапе советской науки, в основе других заложено применение зарубежных технологий. В этом случае иностранные модели заменяют базовые исторические отечественные формы исследования традиционной культуры в России. По нашему мнению, одно из перспективных направлений в данной области связано с профессиональным становлением молодого поколения, духовным обогащением и воспитанием общества, возрождением традиций и жизненного уклада народов, компонентов национального опыта, а также дореволюционных истоков культуры отечества. Эта форма решения вопросов изучения отечественной традиционной культуры предполагает понимание духовных актуальных явлений и зиждется на традиционном для российской культуры православии. Анализируя традиционную культуру как целостную систему отражения жизни людей, следует обратить внимание на подлинные причины, которые не позволяют в полной мере восстановить ее функции и способствуют негативному воздействию на ее существование. На протяжении многих десятилетий с традиционной культурой шла борьба как с патриархальным дореволюционным прошлым. ""Разные виды и жанры расценивались как «художественная самодеятельность трудящихся масс» [1]. Традиция и все ее компоненты провозглашалась тормозящим механизмом в развитии как образовательной системы, так и всего общества в целом. Конец XIX – начало XX в. – период секуляризованной по содержанию культуры. Советский этап – годы воинствующего атеизма, когда вместе с иконами жгли ткацкие станки, набойные доски, образцы резьбы по дереву, вышитые текстильные изделия и многое другое. Подлинная традиционная культура как фундаментальная часть духовной культуры России не принималась долгие годы, что наблюдается отчасти и сегодня…..
 Изначально во всех видах искусства заложены народные, духовные традиции, а не индивидуальное творчество. В искусстве – живописи, архитектуре, литературе – авторское начало не возносилось на первое место, однако всем хорошо известны имена Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия и др. При этом их работы в первую очередь являются основой всей традиции, а только потом выделяются как искусство индивидуальной творческой инициативы [2, с. 9]. В этом состоит характерное отличие от других направлений культуры XVIII–XX вв., когда главным образом стало развиваться авторское искусство, базирующееся не на традициях отечества, а на культурных основах других стран. В случае такого подхода следует говорить о подмене ценностей. В изучении традиции необходимо знание тысячелетнего опыта отечественной национальной культуры, 300 лет из которых принадлежат периоду начала культур трех восточнославянских народностей: русской, украинской, белорусской. В современных условиях в основном исследуется исторический опыт последних 300 лет. Произведения искусства этого периода считаются символом всей отечественной культуры. Однако еще с X в. Древняя Русь обладала великой народной культурой, образцы которой и сегодня наблюдаются у ее носителей – народных мастеров…

 Традиционная культура в системе ценностей имеет как общие для всех славянских народов черты, так и локальные особенности: – с момента зарождения существуют единые духовные источники культуры; – взаимовлияние византийско-греческого и русского начал православия обусловило образование в первые столетия формирования государственности русско-византийско-греческой традиции – одной из мировых культур. Таким образом, при анализе истории развития отечественной культуры мы выявили, что одними из главных задач обучения в данной области являются сохранение исторически сформировавшейся народной традиции, а также формирование носителя традиционного сознания, в котором основными приоритетами выступают: – дух, душа, духовность – Отечество; – иерархия ценностей, обусловливающая опасение потерять связь с традицией своего народа. Следует признать, что отечественная культура в содержательной части обладает духовнонравственными ценностями, соборностью и объединяющей функцией. В заключение необходимо отметить, что для освоения практического опыта народных мастеров требуется....... знание тысячелетней истории народной культуры."
После лекции мы с коллегами имели возможность посмотреть и даже потрогать потрясающей красоты изделия, воссозданные студентами института культуры по образцам старинных изделий кубанских мастеров.
Использованы материалы - http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2019/4/pedagogics/vakulenko.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...