пятница, 19 мая 2017 г.

Посещение ВЫСТАВки «МИР ЖЕНЩИНЫ В ИНТЕРЬЕРАХ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»



Добрый день. Вчера, 18 мая, мы с моей подругой имели возможность посетить замечательную выставку «Мир женщины в интерьерах исторической памяти», проходившую в музее Е.Д. Фелицина. Основная цель данной выставки  -  освещение жизненного пути женщины - хранительницы домашнего очага, в результате последовательной иллюстрации жизненного цикла женщины, с момента ее рождения до старости.

     Посредством уникальных экспонатов на выставке представлена эволюция складывания картины мира и особенностей ментальности адыгской женщины. На выставке можно увидеть уникальные экспонаты из фондов Национального музея Республики Адыгея, в том числе ювелирные изделия, искусные образцы старинного золотого шитья, одежды, предметы быта и фотоматериалы по истории и культуре адыгов. Впервые в рамках единого экспозиционного пространства  представлены музейные предметы (более 500 ед. хр.) от эпохи средневековья до начала ХХ в., отражающие традиционные занятия, важные жизненные события, особенности костюмных комплексов, украшений, предметов рукоделья, утвари, предметов быта, культовых атрибутов, адыгских женщин.
 
Выставка состоит из следующих основных разделов:

- детство – данный раздел  посвящен особенностям воспитания девочек, их занятиям, игрушкам.
- юность – подготовка девушки к замужеству, освоение девушкой художественных ремесел, изготовление приданного, одежда, украшения.
- сватовство и свадьба - свадебная одежда (мужская и женская).
- замужняя женщина – особенности быта, домашняя утварь, одежда и украшения.

 
 Хотя я немного знакома с культурой адыгов, но для меня стали открытием следующие факты их жизни черкесских женщин: адыгские девушки до замужества носили корсет, утягивающий талию и грудь; на свадьбы одевали особую обувь - катурны, которая позволяла им «парить» в танце; на поясе носили зеркало и принадлежности для ухода за ногтями;  никогда не наказывали своих детей.
Поскольку я сама вышиваю, мне было очень интересно ознакомиться с вышивкой черкесских женщин.
    На протяжении многих веков значительное место в народном декоративном искусстве
адыгов занимало шитье золотыми и серебряными нитями и изготовление басонных изделий,
уходившее в далекое прошлое. Адыгский стиль на Кавказе всегда был в цене.
Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток
басонные изделия (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески) считалось обязательным
для девушек из знатных семей.
Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев,
скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим,
уважение к труду.
 Особое место в золотошвейном деле занимало изготовление басонных изделий – шнуров,
галунов - «щагъэ», тесьмы - «уагъэ», кистей «шопс», «к1эрыщ1э», шариков «дэнлэч», плетеных
подвесок и т.д. В золотой вышивке применялась тесьма в сочетании с расшитыми элементами в
технике «в прикреп». Также характерной особенностью золотого шитья адыгов было
гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и
серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано
и создавало специфический стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.
Способы плетения басонных изделий имеют давние традиции и восходят к глубок
Значимость данной экспозиции возрастает в связи с ростом потребностей населения в качественно новых услугах в сфере культуры, туризма, усилением внимания к патриотическому воспитанию молодежи, региональному и этнокультурному компонентам в образовании на региональном и федеральном уровне.

Наталья Дериглазова.
Использованы материалы сайта музея им. Е.Д. Фелицина. 
                    Золотое шитье адыгов. Н.Теучеж, М.Хабаху, С.Унарокова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...