понедельник, 2 ноября 2020 г.

 

Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР. Консультация для родителей

Развитие интонационной выразительности речи

у детей с общим недоразвитием речи

Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им. Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации.

Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональный оттенок речи.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания,поскольку очень важно уметь различать и самому передавать чувства: радость, печаль, удивление…и нотки настроения.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок мы часто сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребенку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.

Компоненты интонации:

- темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);

- ритм (чередование ударных слогов);

- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);

- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);

- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).

Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса.

В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки, скороговорки, которые мы часто используем с детьми.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Присутствие в речи ребенка всех вышеперечисленных компонентов способствует не только формированию произвольной выразительности речи, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. В свою очередь выразительность речи взрослого является мощным орудием воздействия на ребенка и образцом принятого употребления языковых средств, поскольку дети усваивают язык, практически, по подражанию, заимствуя у окружающих, и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.

 

Использованы материалы: www. maam.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...