Развитие интонационной выразительности
речи у детей с ОНР. Консультация для родителей
Развитие
интонационной выразительности речи
у детей с общим недоразвитием речи
Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им. Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации.
Интонация – это сложный
комплекс фонетических средств, выражающих смысловое
отношение к высказываемому и эмоциональный оттенок речи.
Выразительность
– особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального
сопереживания,поскольку очень важно уметь различать и самому передавать чувства:
радость, печаль, удивление…и нотки настроения.
Интонационная
выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон,
усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное
слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С
помощью интонации говорящий отражает свое отношение к
высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое
высказывание до полной завершенности.
Интонационной
выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в
детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений,
инсценировок мы часто сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев
это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и
своего отношения к происходящему.
Попробуйте
прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так
важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребенку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и
чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.
Компоненты интонации:
- темп (ускорение и замедление скорости произносимых
фраз);
- ритм (чередование ударных слогов);
- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важных по
смыслу слов);
- мелодика (повышение
или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с
повышением и понижением голоса изменяется и его сила).
Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса.
В качестве речевого
материала могут служить потешки, поговорки, скороговорки, которые мы часто
используем с детьми.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Присутствие в речи ребенка всех вышеперечисленных компонентов
способствует не только формированию произвольной выразительности речи, но и более полному осознанию им
содержания речи взрослого, формированию
умения выражать свое отношение к предмету разговора. В
свою очередь выразительность речи взрослого
является мощным орудием воздействия на ребенка и образцом принятого
употребления языковых средств, поскольку дети усваивают язык, практически, по
подражанию, заимствуя у окружающих, и словарь, и стиль, и тон, и манеру
говорить.
Использованы материалы: www. maam.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий