Правовое воспитание дошкольников —
понятие и определение
Детский сад - волшебная страна.
Все детские права знает и защищает она!
20 НОЯБРЯ - международный день защиты прав ребенка. Давайте еще раз поговорим о правовом воспитании дошкольников.
Жить в справедливом правовом государстве хотят все. Для этого следует каждому пользоваться своими правами и свободами.Требуется воспитывать
право-образованную личность с детства.
Обычно под правовым воспитанием
подразумевают становление в личности социальной активности, формирование
мыслительных способностей и ценностного отношения к личным правам, умения
действовать согласно своим правам, прописанным в законе страны.
Правовое воспитание рассматривают
чаще всего в плане нравственного воспитания. Если ребенок не знает нравственных
норм, то и права он соблюдать чужие не будет. А знания прав будут носить лишь
заученный, формальный характер.
Дети 6-7 лет очень хорошо понимают,
когда в семье с ними поступают несправедливо или когда обижают любимого
мультяшного героя. Именно на подобные проявления чувств ребенка и можно, даже
нужно опираться в ходе правового обучения.
Что касается правового воспитания
дошкольников, то это очень важный этап личностного формирования. В этом
возрасте развиваются как плохие, так и хорошие стороны личности ребенка.
Если в этот период уделять
пристальное внимание на развитие правового мышления у ребенка, то за его
будущее можно не беспокоиться. Ребенок и себя в обиду не даст, и чужих прав
ущемлять не станет.
К главным правовым аспектам в этом
возрасте можно отнести права на игру, любовь и внимание со стороны окружающих
его взрослых. Ребенок в семье должен быть защищен от унижения и насилия.
Правовое воспитание помогает
сформировать правовую основу дошкольника, включающую три связанных между собой
компонентов.
·
нравственно-правовые представления — первый компонент;
·
нравственно-правовые суждения — второй компонент;
·
ценностные ориентации ребенка, адекватные представления и суждения поведения в коллективе
детей и взрослых.
Документы защиты прав ребенка
Детские права защищают как
международное, так и российское законодательство.
Во Всеобщей декларации прав человека
есть отдельный раздел о детских правах, где признаются равные права детей на
все свободы, которые провозглашает Декларация и международное сообщество.
Для такой правовой защиты требуется
дополнительная поддержка и помощь детям. Атмосфера, в которой воспитывается
маленький человечек, должна быть наполнена добром и любовью. Каждый ребенок
имеет право расти в любящей семье, окруженный вниманием и заботой. В будущем
ребенок должен стать полноправным гражданином своей страны. И этому помогут
родители и педагоги.
Следующим документом по правовому
воспитанию стоит отметить Женевскую декларацию прав ребенка. Она была принята в
1924 году и остается актуальной по сей день.
В 1959 году ООН принял еще один
документ, отражающий и провозглашающий правовые принципы относительно защиты и
благополучной жизни детей. В этом документе четко сформулирована необходимость
в специальной охране и заботе, правовой защите ребенка, начиная с его
внутриутробного существования. В этом документе 10 принципов, направленных на
формирование счастливого детства у наших малышей.
Другим документом прав ребенка
является Конвенция, составленная по необходимости. Одной декларации уже стало
недостаточно. К 1970 году участились случаи жестокого обращения с детьми в
семье, и возникла такая необходимость — создать новый документ о правах
ребенка.
Для этого в 1974 году была
составлена новая Декларация о защите женщин и малолетних детей в сложных
обстоятельствах. Такими чрезвычайными ситуациями стали военные конфликты и
вооруженные столкновения.
На протяжении многих лет общество
создает все новые и новые документы, принимает законы, чтобы нашим детям жилось
спокойной.
Ребенок должен расти в благоприятных
для него условиях и должен знать, на что он имеет право.
Методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ
В детском саду целесообразно сначала
провести диагностику правовых знаний у детей, правового сознания, потребностей
в нравственно-правовом поведении.
От того, насколько четко отлажена
работа педагогов учреждения в решении рассматриваемой проблемы, будет зависеть
уровень правовой воспитанности дошкольников.
Диагностику стоит проводить по
следующим критериям правовой воспитанности у детей:
·
объем и содержательная
сторона представлений ребенка о правах и свободах граждан;
·
характер
правовых суждений, как ребенок высказывает свое отношение к тем или иным
нормам;
·
способность
ребенка подчиняться нравственным требованиям, действовать согласно ситуации, соблюдая
свои и чужие права.
Первый критерий относим к когнитивному,
так как несет в себе познавательную функцию.
Второму критерию свойственно
выражение оценки и личностного отношения, поэтому он является эмоционально-оценочным.
Третьему критерию, поведенческому,
отводится одна из важных ролей, ведь ребенок показывает свою воспитанность
другим.
В стенах детского сада недопустимы
грубые окрики на детей, жестокое наказание за любое непослушание. Это
оскорбляет достоинство личности маленького человека.
Дети учатся поступать согласно
увиденному, берут пример с педагогов. Личность воспитателя — пример для
подражания.
Включить звук
Если взрослый уважителен с другими,
ценит права детей и окружающих взрослых, то и воспитанники будут поступать
соответственно.
Доброжелательное взаимное общение во
время игр, экспериментов, в практической и проектной деятельности положительно
скажется на поведении дошколят.
Средства правового воспитания
выбираются с учетом возрастных особенностей детей.
В ДОУ при реализации правового
воспитания организуются специальные занятия, на которых применяются различные
методы ознакомления детей со своими правами.
Это могут быть занятия с
нравственной направленностью. Нравственно-правовое воспитание дошкольника на
занятиях и через игру осуществляется не реже 1 раза в месяц. Материал к занятию
готовится предварительно и тщательно.
Для детского возраста подходят игры,
как театрализованные, так и ролевые и дидактически. Но они должны иметь особую
нравственно-правовую основу.
Приветствуется использование
специальных игр и упражнений, включающих задания на формирование различных
умений и навыков в сфере правовой нравственности.
В театрализованной деятельности по
нравственно-правовому образованию дошкольников хорошо использовать знакомые
детишкам сказки. Малыши охотно подражают героям и сказочным персонажам. Они
перенимают от них, в том числе, и нравственные нормы.
Дидактические игры можно назвать «Я
имею права», «Чьи права я нарушаю», «Права сказочного героя». Тут тоже
используем материалы сказок, так как сказки особенно близки детям дошкольного
возраста.
Есть еще метод эффективного
правового развития дошкольников. Этот метод называют — драматизация. Упражнения
при этом методе ведут к вживанию в образ героя.
Для нравственно-правового воспитания
актуально формирование основных элементарных представлений о своих правах и
свободах. Дети должны уважать права других людей.
В любом процессе важно закреплять
знания и обретенные умения. Усвоение знаний достигается через воспроизведение
детьми усвоенных действий. Дети иллюстрируют права путем изобразительной
деятельности, инсценируют правильное и неправильное поведение и поступки
литературных персонажей.
Литературные произведения для нравственно-правового воспитания используют разного вида. Тут и сказки, и стишки, и поговорки. Весьма эффективны в этом плане рассказы и буклеты, изображающие права и свободы детей.
Известно, наглядность эффективна в
формировании личности ребенка. Если не пользоваться иллюстрацией в
нравственно-патриотическом воспитании малыша, то многие аспекты останутся так и
не усвоенными.
Такие методы будут стимулом для
дошкольников поступать правильно во всех ситуациях.
Эффективность правового воспитания дошкольников в семье
Семья является первым социальным
институтом, в который попадает ребенок с момента своего рождения.
Семья несет основную воспитательную
функцию в нравственно-правовом становлении дошкольника. Зачастую именно в семье
мы встречаем правонарушения родителей между собой и по отношению к собственным
детям.
Такие нарушения в семье влияют на
отрицательное развитие личности ребенка. Нормально функционирующая семья даст
ребенку все основные нравственно-правовые знания. И, наоборот, дисфункции в
семейных взаимоотношениях приводят к отклонениям ребенка — дошкольника от норм
поведения в обществе, к отклонениям в право-сознании ребенка.
В первую очередь ребенка нужно
познакомить с основными правовыми документами, в которых перечислены права
индивида. Старшему дошкольнику уже под силу понять и запомнить некоторые
названия таких документов, как Конвенция прав.
Далее следует развивать уважительное
отношение и толерантность к разным людям, независимо от национальности, цвета
кожи, полового признака и возраста. Все люди равны.
Чувства собственного достоинства
будет эффективно формироваться через приятие собственных прав, а уважение к
окружающим через ознакомление детей с нормами и правами другого человека.
В семье нужно всегда подчеркивать и
обращать детское внимание на нормы поведения среди людей.
Особенности правового воспитания дошкольников через игру
Игра способствует становлению
нравственно-правовых устоев у ребятишек. Особенно этому способствуют сюжетные
ролевые игры. В таких играх легко придумать различные ситуации, встречающиеся в
реальной жизни. Можно создавать проблемные ситуации, а затем их обыгрывать. Постепенно
приводят ребенка к осознанию правильных норм поведения в социуме.
Сюжеты игр могут быть различными.
Обыгрывание прав на личные вещи, жилье, семью, на родительскую любовь и
внимание к ребенку в семье и аналогичные ситуации.
Можно рассмотреть несколько игр,
способствующих становлению правового сознания у детей старшего дошкольного
возраста.
Структура правового воспитания старшего дошкольника
Правовое воспитание ребенка
осуществляется через структурные компоненты и разделяется на несколько блоков.
В качестве первого блока рассматривают логико-нормативный,
когда ребенок получает элементарные знания о своих правах. Таким образом,
ребенок получает нравственно-правовую информированность.
В эмоционально-образном блоке
воспитывается отношение ребенка к правам, своим и чужим. Ребенок усваивает
правила поведения, учится ценить и адекватно оценивать свои и чужие поступки с
позиции правового аспекта.
Поведенческий блок предусматривает обучение
ребенка проявлять активность в правовом поведении. Такие случаи встречаются
очень часто и затрагивают все виды деятельности дошкольника.
В результате правового воспитания у
детей формируются основы нравственно-прагматического поведения и
бескорыстно-нравственного.
В первом случае речь идет о контроле
поведения ребенка со стороны взрослого, даже вплоть до наказания за плохие
поступки.
Во втором случае имеем дело с усвоенными ребенком
правилами нравственного поведения. Ребенок выполняет сознательно нормы общественного
бытия.
Уполномоченный по правам ребенка МБДОУ МО г Краснодар
Дериглазова Н.В.
В сообщении использованы материалы сайта - http:podrastu.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий