Посещение выставки культуры
на тему: «НАРОДНЫЕ МАСТЕРА И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН» в музее
имени Д.Е.Фелицина.
24 декабря мы с коллегами посетили выставку «НАРОДНЫЕ
МАСТЕРА И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН» в музее имени Д.Е.Фелицина.
Предварительно мы прослушали интересную лекцию доктора педагогических наук,
профессора, заведующей кафедрой народного декоративно-прикладного творчества
Краснодарского государственного института культуры -Вакуленко Екатерины
Гавриловны на тему: «НАРОДНЫЕ МАСТЕРА И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
Позволю себе привести некоторые, самые, на мой взгляд,
актуальные части лекции:
"Как считает ряд исследователей, традиционная отечественная
культура на протяжении второй половины XIX – начала XX в., в период советской
власти и в настоящее время не обрела основательного теоретического осмысления.
В современном ее изучении наблюдаются несколько подходов. В основе некоторых из
них лежит сохранение методологического фундамента, сформировавшегося на этапе
советской науки, в основе других заложено применение зарубежных технологий. В
этом случае иностранные модели заменяют базовые исторические отечественные
формы исследования традиционной культуры в России. По нашему мнению, одно из
перспективных направлений в данной области связано с профессиональным
становлением молодого поколения, духовным обогащением и воспитанием общества,
возрождением традиций и жизненного уклада народов, компонентов национального
опыта, а также дореволюционных истоков культуры отечества. Эта форма решения
вопросов изучения отечественной традиционной культуры предполагает понимание
духовных актуальных явлений и зиждется на традиционном для российской культуры
православии. Анализируя традиционную культуру как целостную систему отражения
жизни людей, следует обратить внимание на подлинные причины, которые не
позволяют в полной мере восстановить ее функции и способствуют негативному
воздействию на ее существование. На протяжении многих десятилетий с
традиционной культурой шла борьба как с патриархальным дореволюционным прошлым. ""Разные виды и жанры расценивались как «художественная самодеятельность трудящихся
масс» [1]. Традиция и все ее компоненты провозглашалась тормозящим механизмом в
развитии как образовательной системы, так и всего общества в целом. Конец XIX –
начало XX в. – период секуляризованной по содержанию культуры. Советский этап –
годы воинствующего атеизма, когда вместе с иконами жгли ткацкие станки,
набойные доски, образцы резьбы по дереву, вышитые текстильные изделия и многое
другое. Подлинная традиционная культура как фундаментальная часть духовной
культуры России не принималась долгие годы, что наблюдается отчасти и сегодня…..
Изначально во всех
видах искусства заложены народные, духовные традиции, а не индивидуальное
творчество. В искусстве – живописи, архитектуре, литературе – авторское начало
не возносилось на первое место, однако всем хорошо известны имена Андрея
Рублева, Феофана Грека, Дионисия и др. При этом их работы в первую очередь
являются основой всей традиции, а только потом выделяются как искусство
индивидуальной творческой инициативы [2, с. 9]. В этом состоит характерное
отличие от других направлений культуры XVIII–XX вв., когда главным образом
стало развиваться авторское искусство, базирующееся не на традициях отечества,
а на культурных основах других стран. В случае такого подхода следует говорить
о подмене ценностей. В изучении традиции необходимо знание тысячелетнего опыта отечественной национальной культуры, 300 лет из которых принадлежат периоду
начала культур трех восточнославянских народностей: русской, украинской,
белорусской. В современных условиях в основном исследуется исторический опыт
последних 300 лет. Произведения искусства этого периода считаются символом всей
отечественной культуры. Однако еще с X в. Древняя Русь обладала великой
народной культурой, образцы которой и сегодня наблюдаются у ее носителей – народных мастеров…
Традиционная культура
в системе ценностей имеет как общие для всех славянских народов черты, так и
локальные особенности: – с момента зарождения существуют единые духовные
источники культуры; – взаимовлияние византийско-греческого и русского начал
православия обусловило образование в первые столетия формирования
государственности русско-византийско-греческой традиции – одной из мировых
культур. Таким образом, при анализе истории развития отечественной культуры мы
выявили, что одними из главных задач обучения в данной области являются
сохранение исторически сформировавшейся народной традиции, а также формирование
носителя традиционного сознания, в котором основными приоритетами выступают: –
дух, душа, духовность – Отечество; – иерархия ценностей, обусловливающая
опасение потерять связь с традицией своего народа. Следует признать, что
отечественная культура в содержательной части обладает духовнонравственными
ценностями, соборностью и объединяющей функцией. В заключение необходимо
отметить, что для освоения практического опыта народных мастеров требуется....... знание тысячелетней истории народной культуры."
После лекции мы с коллегами имели возможность посмотреть и
даже потрогать потрясающей красоты изделия, воссозданные студентами института
культуры по образцам старинных изделий кубанских мастеров.
Использованы материалы - http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2019/4/pedagogics/vakulenko.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий