Добрый день, дорогие читатели блога. Музейная педагогика, которой я очень увлечена, не позволяет мне сидеть дома в отпуске….Сегодня хочу рассказать вам о выставке «Венецианский карнавал», которую мы с дочерью посетили 27 июня в музее имени Коваленко.
Венецианский карнавал — роскошный, феерический, таинственный...
Таинственные дамы в роскошных нарядах и кружевных полумасках, кавалеры в баутах, шествия и парады, уличные представления и музыка... Готовясь к главному торжеству в родном городе, жители Венеции тщательно и долго выбирают себе костюмы. Главным атрибутом Венецианского карнавала всегда были и остаются маски.
Традиционные
маски на карнавале
Венецианская маска — традиционный
символ ежегодного венецианского карнавала.
Предназначение
Маски использовались и
в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным
целям: от романтических свиданий до совершения преступлений. Последние привели
к запрету ношения масок вне карнавала незадолго до конца Венецианской республики.
И приходит в оперы множество людей в машкарах, по-словенски в харях, чтоб
никто никого не познавал, кто в тех операх бывает, для того что многие ходят з
женами, также и приезжие иноземцы ходят з девицами; и для того надевают мущины
и женщины машкары и платья странное, чтоб друг друга не познавали. Так и все
время каранавала ходят все в машкарах: мущины, и жены, и девицы; и гуляют все
невозбранно, кто где хочет; и никто никого не знает.
— стольник П. А.
Толстой, 1697[1]
Виды масок
Маски приблизительно
можно подразделить на два вида. Маски первого вида — это варианты масок
итальянской комедии дель арте (комедии масок) — особого вида уличного
театрального представления итальянского Возрождения, возникшего в середине XVI
века. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла, Пьеро,
Бригелла, Дзанни и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным
характером, стилем поведения и манерой
одеваться. Ко второму виду относят
классические маски (не связанные с театром) — это Баута, Венецианская дама,
Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Они появились в результате многовекового
развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние
смеховые обряды. Ниже даны краткие описания некоторых масок.
Баута
Одна из самых
популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила
эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на
свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил её в
сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной
шляпой — tricorno. Происхождение названия неизвестно (по одной из версий,
оно связано с итальянским словом «bau» или «babau», обозначающим вымышленное
чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде русского Бабая или Буки).
Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили
анонимно ходить «в народ».
Интересно, что нижняя часть её была устроена таким
образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Баута обладала еще одним
преимуществом: благодаря специфической форме, голос человека менялся, позволяя
оставаться неузнаваемым. Одна из разновидностей этой маски называется «Bauta
Casanova», в честь неизменно предпочитавшего её Казановы, и отличается от
классической Баута наличием tricorno (треугольной шляпы).
Коломбина
Полумаска, часто
украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа
одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была
настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали
маску, закрывающую лишь часть лица.
Овальная маска из чёрного бархата,
изобретена во Франции. У неё нет рта; маска крепится на лице за счёт штырька,
который зажимается в зубах, лишая женщину возможности говорить. Другое название
маски — Servetta Muta ('немая
служанка').
Венецианская Дама (Dama di Venezia)
Очень элегантная и
изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи
Тициана — нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными
волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея,
Фантазия и др.
Кот (Gatto)
Кошек в Венеции было
мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из
карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая
приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил
всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Животное осталось
в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных
соседей решил, что раз в Европе даже за такое животное платят такие деньги, то
за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано — сделано. Когда
купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что
предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так
бедный старенький кот опять оказался в Китае.
Вольто (Volto)
Также известна под
названием «Гражданин», поскольку её носили в дозволенные дни рядовые горожане.
Вольто — наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму
человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо
тесемок на подбородке имелась ручка)
Доктор Чумы (Medico della Peste)
Лекарь
Чумы
В старину одним из самых страшных бедствий
для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и унесла огромное
количество жизней. Маску Medico della Peste в
обычное время не носили, но во время эпидемии её надевали доктора, посещая
пациентов. В её длинный клювообразный нос помещали различные ароматические
масла и другие вещества — считалось, что они предохраняют от заражения
чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной
материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал
специальную палку — чтобы не прикасаться к зачумленному руками.
современными художниками.
Советую всем посетить эту
волшебную выставку, полюбоваться шикарными масками и
зарядиться энергией
прекрасного!
Наталья Дериглазова
Комментариев нет:
Отправить комментарий