Роль семьи в развитии поисково - исследовательской деятельности.
Известно, что ни одну воспитательную или
образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с
семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. и родители
должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая
минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях, на
родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем
родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и
огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто
строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на
собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их
стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в
сущность предметов, явлений, действительности.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому
совету В.А Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире
что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек
жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда
что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к
тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию
поисково-исследовательской активности детей.
Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса
детей к познавательному экспериментированию.
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает
сам».
Ральф У. Эмерсон
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они
вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое
важнейшее качество, как любознательность .
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр
и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему
взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и
самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки
деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого
интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с
познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих
действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением
правил, требований.
Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка,
инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить
кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых
впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными
предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в
детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это
интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то
обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что
можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело
до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша
положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о
его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого
результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах
деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать
выводы, рассуждая и аргументируя.
Наталья Дериглазова.
использованы материалы сайта - http://detskiy-sad.com/
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Поздравляю Вас с Рождеством!!! Спасибо за интересный материал1
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья. Вас с наступающим Крещением и всеми прошедшими праздниками! Ваши комментарии всегда важны для меня.
ОтветитьУдалить