Интересные наблюдения с детьми зимой.
Добрый день, уважаемые читатели. Вот и
наступила зима….Несмотря на то, что впереди холода, снег и гололедица, взрослые
все же будут гулять со своими детьми в
этот период. Вот здесь и может пригодиться такой метод педагогики, как
наблюдение. Давайте разберемся, что это такое…
Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать
происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений бывают: кратковременные и длительные; повторные и
сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием
объектов; репродуктивного характера. За чем же можно понаблюдать с детьми в
зимний период?
Растительный
мир:
Рассмотреть деревья после снегопада, отметить изменения в
очертаниях деревьев и кустарников; под тяжестью снега опустились ветки
деревьев, полюбоваться красотой заснеженного парка, леса. Отметить и закрепить
знания детей о том, что снег защищает деревья от мороза. Наблюдать за почками
на деревьях, показать, что они плотно закрыты и залиты клейким веществом и
сравнить их на разных деревьях. Уточнить, что зимой ветки деревьев особенно
хрупки. Закрепить знания о комнатных растениях (названия, внешний вид,
родина, правила ухода).
Животный мир:
Наблюдать за повадками птиц, прилетающих на кормушку, во время
кормления. Рассказать о необходимости подкормки птиц зимой. Закрепить названия
зимующих птиц. Рассказать о жизни рыб зимой, что они в сильные морозы
опускаются на глубину, многие рыбы засыпают. Уточнить, как зимуют насекомые.
Рассмотреть узоры на окнах, развивать творческое воображение. Закрепить знания
детей о диких животных юга и севера.
Неживая природа:
Отметить путь солнца, его высоту в полдень, тенью от столба.
Уточнить, что декабрь — самый темный месяц в году. Отметить, что дни стали холоднее.
Учить определять погоду и сравнить ее с погодой предыдущего дня. Наблюдать
снегопад, поземку, метель, послушать ее завывание. Измерить глубину сугробов.
Рассматривать следы на свежевыпавшем снегу, продолжать учить определять, кому
они принадлежат, куда направлены. Познакомить с защитными свойствами снега.
Закрепить знания о свойствах снега при разной погоде. Наблюдать за ветром,
учить определять его силу по флюгеру и другим признакам. Сравнить солнечное
тепло в январе и феврале, отметить частые перемены погоды.
Рассказать о подготовке сельскохозяйственной техники к весенним
работам, уточнить названия ее видов: борона, сеялка, комбайн, трактор;
объяснить их значение и назначение. Рассказать о работах в садах и парках:
стряхивают снег с деревьев, чтобы не поломались ветки. Закреплять знания об
уходе за животными на животноводческих фермах.
Наблюдение в природе (весна)
Растительный мир:
Наблюдать почки на деревьях, отметить их набухание. Сравнить почки
разных деревьев. Рассказать о начале сокодвижения. Закреплять знания об
условиях, необходимых для роста и развития растений; знания о способах
размножения комнатных растений (вегетативный, черенкование).
Отметить появление первой травы на проталинах, первоцветов. Наблюдать цветение
черемухи, плодовых деревьев. Сравнить цветки вишни и яблони. Отметить
распускание листьев у березы, развивать эстетическое восприятие природы.
Животный мир:
Наблюдать за поведение грачей. Расширять и закреплять знания об
обитателях рек и морей. Наблюдать появление первых бабочек, шмелей, пчел.
Закрепить знания о приспособленности насекомых к условиям выживания. Закрепить
знания о птицах – домашних и диких, зимующих и перелетных. Наблюдать лягушек,
рассказать, что за счет раздувающихся по бокам шеи пузырей кваканье лягушек
слышно далеко.
Наблюдать за появлением и таянием сосулек. Отметить состояние
снега: стал рыхлым, темным, грязным, зернистым, на поверхности образовался
наст. Наблюдать за таянием снега, появлением ручейков. Наблюдать солнце,
уточнить, какие предметы больше нагреваются: деревянные или металлические,
темные или светлые. Наблюдать заход солнца, отметить его красоту. Отметить, где
и какая почва высыхает быстрее (на солнце или в тени, песчаная или
глинистая), учить делать простейшие выводы. Наблюдать ледоход или рассказать
о нем. Наблюдать грозу и изменения в природе перед грозой. Наблюдать природу
после заморозков.
Труд людей в природе:
Наблюдать за работой снегоуборочной машины. Рассказать о
подготовке к весеннему севу, посеву семян овощей и цветов на рассаду, высадке
рассады на огород. Продолжать знакомить с особенностями содержания домашних
животных: стада пасутся на пастбищах, питаются сочной травой, поэтому дают
самое питательное молоко. Рассказать о труде садовника: сыпет торф возле
деревьев, чтобы задержать талую воду.
Использованы
материалы: http://doshkolnik.ru/
Наталья Владимировна, вот и зима наступила. Будем надеяться, что в Краснодаре снег будет)))
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Анатольевна. Ждем зиму....
ОтветитьУдалить